Применение свойств квадратичной функции при решении уравнений и неравенств с параметром
В связи с переходом на профильное обучение возникла необходимость в обеспечении углубленного изучения предмета математики и подготовки учащихся к продолжению образования.
Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Единый государственный экзамен-это словосочетание знакомо сегодня едва ли не каждой семье, в которой есть школьник.
Особое внимание при повторении материала по подготовке к экзамену следует обратить на задачи, содержащие параметр.
Учителю, прежде всего, необходимо познакомить учеников с приемами решения этих задач. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Предлагаю план урока алгебры в 9 классе по повторению свойств квадратичной функции.
Задачи урока:
-
Научить учащихся самостоятельно формулировать теоремы о корнях квадратного уравнения;
-
Научить применять полученные теоремы для решения задач с параметрами.
-
Развивать творческую сторону мышления. Учить осуществлять исследовательскую деятельность
-
Формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения.
Ход урока
1. Информационный ввод.
Учитель сообщает тему занятия, цель.
«На предыдущем занятии мы с вами вспомнили свойства и график квадратичной функции. Сегодня, используя эти знания, мы посвятим наш урок уравнениям с параметром, и усилим проблему различными условиями для корней.»
.
-
если старший коэффициент квадратного трёхчлена больше нуля, то ветви параболы направлены вверх,
-
если старший коэффициент квадратного трёхчлена меньше нуля, то ветви параболы направлены вниз,
-
если старший коэффициент квадратного трёхчлена равен нулю, то графиком функции является не парабола, а прямая; (и соответствующее уравнение надо решать не как квадратное, а как линейное),
-
если дискриминант больше нуля, то парабола пересекает ось абсцисс в двух точках,
-
если дискриминант равен нулю, то парабола касается оси абсцисс,
-
если дискриминант меньше нуля, то парабола не пересекает ось абсцисс,
-
абсцисса вершины параболы равна .
1. При каких значениях а парабола у = ах2 – 2х +25 касается оси Х?
а) k=-5, k= -2 ; б) k=5; в) k=5, k= 2 .
Проверка исследовательской работы
На прошлом уроке каждая из трех групп получила задание на решение проблемы о взаимном расположении точки, лежащей на оси ОХ, нулей функции и коэффициентов квадратного трёхчлена. Поделитесь открытиями. Какая группа готова сформулировать свой вывод?
Представители каждой группы выходят к доске, демонстрируют график своей проблемы, записывают свою систему неравенств и формулируют вывод, объясняя, как они пришли к такому решению, учащиеся записывают результат в тетрадь.
(Предварительно на перемене учитель проверил результат работы каждой группы)
Вывод: Оба корня квадратного уравнения больше заданного числа М если имеет место система
|
Вывод:. Оба корня квадратного уравнения меньше заданного числа М если имеет место система
|
Вывод: Заданное число М лежит между корнями квадратного уравнения если имеет место неравенство Af(M)<0 |
Закрепление материала
Используя, полученные знания, решить уравнения с условиями:
х2 + (а + 1)х + 3 = 0 лежат по разные стороны от числа 2?
Решение. Рассмотрим функцию f(x)= х2 + (а + 1)х + 3.
f(2)<0;
f(2)=4+2a+2+3=2a+9<0
2a<-9
a<–4.5
Ответ. aÎ(–¥;–4.5)
(2–a)x2-3ax+2a=0 больше ½.
Решений нет.
aÎ
Ответ. aÎ .
aÎ
aÎ
а=4+5+6=15.
Домашнее задание
- Найти все значения параметра k, при которых оба корня квадратного уравнения x2-6kx+(2-2k+9k2)=0 меньше 3.
- Найти все значения параметра а, которых оба корня квадратного уравнения (1+a)x2–3ax+4a=0 больше1.
- Найти все значения параметра а, при которых число 3 лежит между корнями квадратного уравнения x2+ax–1=0.